Психология детского творчества.

Психология детского творчества.

Психология детского творчества.

«… Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать». Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Детский рисунок… В нем отражается весь сказочный и необыкновенный детский мир, наполненный мечтами и фантазиями.

Самый благоприятный (сензитивный) период для развития художественных способностей дошкольный возраст. И, если в дошкольном возрасте очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда заканчивается этот сказочный возраст. По сравнению с дошкольным детством к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

К детскому творчеству психологи относят: хореографию, изобразительное искусство, сочинение сказок и стихов, музыкальное творчество и также игру.

Можно выделить следующие причины «затухания» детского творчества к моменту окончания школы:

1) В первые два года жизни основное, на что нужно обращать внимание родителям в развитии ребенка – это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный наклон в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются. А ведь в этом возрасте больше всего удовольствия доставляет ребенку именно движение, особенно под музыку. Очень многие психологи утверждают, что в этом заключается основа развития всех видов детского творчества. Благодаря движению пол музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок учится управлять своим телом.

2) Еще одним видом детского творчества, имеющим большое значение для развития художественных способностей, является рисование. Многим родителям становится непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол, или еще что-нибудь, что является более удобным для детского самовыражения. Начинается борьба за аккуратность с развивающимися художественными способностями.

3) Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки во время занятий. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции ребенка превышает все остальные виды детской деятельности.

4) Многие взрослые также проявляют невнимательность к первым литературным опытам детей. Сказки, стихи, рассказы дети сочиняют на ходу, бегая, прыгая, манипулируя различными материалами для творчества. И очень часто можно услышать от родителей: «Перестань сочинять всякие глупости».

5) И, наконец, самой важной причиной «затухания» детского творчества является традиционная форма обучения, основанная на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей. Прежде всего, необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка. Большинство детей каждый день живут с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, ребенок не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно отдохнувшими.
11-04-2011 18:02
Последние события
Новости
02.01.2018
В Донецке состоялось новогоднее представление для школьников Сотни детей посетили Большую новогоднюю елку Главы ДНР в Донецке
28.12.2017
«Методический шедевр» Педагоги МОУ «Специализированная школа №11г. Донецка» приняли активное участие в районном и республиканском этапе Республиканского конкурса методических разработок «Методический шедевр»
22.12.2017
«Поможем братьям нашим меньшим» 22 декабря в рамках акции «Поможем братьям нашим меньшим» наши ребята посетили приют КП «Животные в городе»
22.12.2017
День святого Николая в школе 19 декабря в нашу школу явился самый настоящий Святой Николай!
14.12.2017
Межпредметные связи на уроках английского языка 7 декабря 2017г. прошел открытый урок по английскому языку в 7 классе по теме «Светлана Куралех – выдающийся писатель родного края» (учитель Смирнова Е.С.)
все новости
Муниципальное общеобразовательное учереждение
«Специализированная школа №11 города Донецка»
с углубленным изучением английского языка © 2011-16
тел.: +38 (062) 334-34-60, тел.: 071-320-44-81 (Феникс)
83050, г. Донецк, ул. Шекспира, 11-а