Первоклассный возраст, или Кому можно в школу

Первоклассный возраст, или Кому можно в школу

Первоклассный возраст, или Кому можно в школу

[материалы взяты из интернет-издания]





Отправить ребенка в школу в шесть лет или все же подождать еще годок? Такой вопрос ежегодно встает перед тысячами родителей. В этом году, по оперативным данным Минобразования Украины, принимать правильное решение придется родителям около 440 тысяч дошколят. В ведомстве отмечают, что за последние пять лет количество детей, идущих в школу с шести лет, выросло на 22,5 тысячи. В то же время количество семилеток – на 7,1 тысячу человек. «Если в 2008/2009 учебном году шестилетних первоклассников было на 168 800 больше, чем семилетних учащихся первых классов, то в 2012/2013 учебном году такая разница составляла 184 400 учеников. В завершившемся учебном году в первых классах учились 304,5 тысячи шестилеток и 120,1 тысяч семилеток», – информируют в департаменте общего среднего и дошкольного образования МОН Украины.

Тем не менее, несмотря на такую динамику, извечные «может, мал еще?», «зачем отбирать у ребенка лишний год детства?» по-прежнему не дают покоя не только папам и мамам, но также бабушкам и дедушкам.

«Мы долго думали, отправлять дочку в этом году в школу или нет. Немало спорили, а потом согласились, что окончательное решение примем после того, как закончатся подготовительные курсы в школе. Посоветовались с педагогами и все-таки решили, что пойдем в первый класс. Буквы уже знает, считать умеет. С коллективом проблем не должно быть. Она у нас с трех лет в садик ходит», – рассказывает Любовь, мама шестилетней дочери.

Родители семилетнего Родиона говорят, что в прошлом году так и не отважились отправить сына в школу. «Нам воспитатель в детском саду посоветовала все же повременить со школой. И сейчас, действительно, я понимаю, что мы правильно поступили. За год он стал совершенно другим ребенком. Если раньше в садике были постоянные замечания о том, что он вертится на занятиях, не хочет выполнять маломальские задания, не говоря уже о том, с каким трудом давалось выучить четыре строчки стихотворения на какой-нибудь из утренников. То теперь он сам напоминает нам, что нужно выучить стих, не капризничает, когда я предлагаю ему позаниматься. У него появилось чувство ответственности. Сын чувствует, что у него есть обязанности», – радостно делится мама мальчика Светлана.

Таких историй не перечесть. Особенно накануне учебного года форумы начинают пестреть вопросами о том, в каком же возрасте лучше отправить свое чадо грызть гранит науки. Кому-то боязно, что их шестилетний малыш пока еще не в силах справиться со школьной программой, кому-то наоборот кажется, что ребенок все знает и умеет и нечего ему засиживаться в детском саду до семи лет. Так кто же прав?

Конкретную возрастную «формулу» готовности ребенка к школьной жизни не берутся называть ни педагоги, ни психологи. Мол, всему свое время и у каждого оно свое. При этом четко выделяют несколько факторов, указывающих на то, что малыш действительно «созрел» для уроков. «Если вы собираетесь отправлять ребенка в школу, нужно учитывать его физическую, психологическую готовность, а также интеллектуальный уровень», – советует психолог Валентина Ефимова.

В том, как определить, готов ли ваш малыш изменить статус дошкольника на школьника, разбирался ForUm.

Не алфавитом единым


Если родители часто оценивают будущего первоклассника по его знаниям, то эксперты сходятся на том, что поход в первый класс должен сопровождаться не просто умением ребенка читать и писать, но и его психологической готовностью сесть за парту и выполнять поставленные учителем задания. Немаловажной также является его физическая подготовка и состояние здоровья.

Переход к более строгому распорядку, нежели был в детском саду, – своего рода испытание для маленького школьника. И от того, насколько он будет морально готов к нему, зависит и его дальнейшая успеваемость и настроение, с которым он пойдет в школу.

«Ребенка надо готовить к школе не только в контексте овладения чтением, счетом и письмом. Подготовленность к школьной жизни означает и психологическую готовность понимать требования и следовать им, некоторую психологическую зрелость в отношении управления собой, терпения и умения считаться с другими людьми. При отсутствии такой зрелости и готовности (по приходу в школу. – Ред.) у ребенка возникает стресс. Он может отставать в учебе и получать много замечаний по поводу своего поведения. Это приводит не только к снижению самооценки ребенка, но и к его затравленности, нежеланию ходить в школу, даже к асоциальным поступкам и психосоматическим нарушениям здоровья», – говорит директор Международного гуманитарного центра «Розрада», кандидат психологических наук Валентина Бондаровская.

Подобного мнения придерживается и ее коллега, психолог Валентина Ефимова, которая отмечает, что в случае, если ребенок окажется не готовым к длительным занятиям, он будет уставать, нервничать, мешать заниматься своим одноклассникам. «Кроме того, у ребенка может появиться просто отвращение к самому процессу обучения. И получается, что вместо пользы, ему нанесут необратимый вред. А потом очень трудно мотивировать его к тому, чтобы он хотел ходить в школу, заниматься и у него была активная познавательная деятельность», – говорит эксперт и добавляет, что немаловажным является также коммуникативный фактор. Иными словами, умение общаться со сверстниками и «чужой тетей, которая называет себя учительницей».

Соответственно, сами родители должны обращать на это внимание, интересоваться такими вещами у воспитателей, которые как никто другой видят, насколько ребенок усерден на занятиях, умеет ли он организовать себя, чем интересуется и как общается с товарищами по группе. Если же малыш не ходит в детский сад, то сами взрослые в силах отследить его поведение дома и сделать соответствующие выводы.

Воспитатель детского сада с двадцатилетним стажем Лариса Александровна рассказывает, что родители часто обращаются к ней за советом в таких вопросах. Говорит, что за достаточно долгую педагогическую практику успела вывести свои показатели, позволяющие определить, пора ли ребенку за парту. «Знаете, как можно определить, что ребенка уже можно отдавать в школу? Когда воспитатель говорит: «Детки, начинается занятие» и дитя спокойно бросает все игрушки и идет заниматься. Если ребенок начинает капризничать – в школу ему еще рано», – рассказывает она, добавляя, что ребенок сам должен тянуться к знаниям, проявлять интерес к познанию чего-то нового. И такое рвение зачастую видно невооруженным глазом. При этом она отмечает, что родителям не нужно путать это рвение с навязыванием знаний, к которому нередко прибегают мамы и папы в погоне за тем, чтобы ребенок как можно раньше все знал и умел.

«К первому классу можно заставить выучить ребенка и таблицу умножения. Но, как говорится, насильно мил не будешь. Одно дело, когда ребенку это интересно, а другое – когда родители заставляют ее учить, к тому же несвоевременно, тем самым формируя у ребенка негатив к занятиям. Метод принуждения в данном случае не работает. Необходимо заинтересовать ребенка. Учить его в игровой форме, постепенно приучая к полноценному процессу учебы», – говорит педагог.

Букварь в помощь

Тем не менее, это не означает, что нужно забросить ребенка и не заниматься с ним. Конечно же, этого никто не советует. Специалисты отмечают, что просто все должно быть в меру и не отрицают, что, идя в первый класс, ребенок должен быть интеллектуально подготовлен. Он должен хорошо усвоить ту базу знаний, которая дается в детском саду. В дальнейшем это только поспособствует ему.

«Есть категория родителей, которые говорят: «В школу пойдет – всему научится. Для того и школа создана, чтобы учились дети» или «Зачем лишать ребенка детства и привлекать его к учебе еще до того, как он пойдет в школу»? Это категорически неверные утверждения. Потому что, когда ребенок познает новое, даже если он учится считать в 2 или в 3 года, это не значит, что вы лишаете ребенка детства, это значит, что вы облегчаете ребенку сам процесс обучения в будущем. Конечно, насильственно подходить к этому вопросу нельзя. Надо делать так, чтобы ребенку было интересно», – говорит Валентина Ефимова.

По мнению психолога, желательно, чтобы, идя в школу, первоклассник уже умел читать, так как ему будет проще формировать свои собственные мысли, а читая задачу по математике, он будет быстрее ее понимать. Тем самым это облегчит ему учебу и поможет оградить от излишних стрессов.
 
Слово за родителями
 
Даже такой небольшой перечень факторов дает возможность оценить степень готовности вашего чада к школьной жизни. Главное – уделить этому надлежащее внимание. Время для раздумий еще есть. По информации Министерства образования и науки, прием детей в первые классы завершится 31 августа. И, несмотря на то, что всоответствии с Законами Украины «Об образовании» и «Об общем среднем образовании» с 2001-2002 учебного года обучение в 1 классе начинают дети, как правило, с 6 лет, окончательное решение, в каком возрасте отправлять ребенка в школу, принимают все же родители.

И если вы видите, что малышу стоит дать еще время на подготовку, не бойтесь, что его в шесть лет не примут в детский сад. «Если ребенок достиг шестилетнего возраста, дошкольные учебные заведения не могут отказать родителям в дальнейшем получении дошкольного образования их ребенком. Однако родителям необходимо осознавать, что ребенок будет чувствовать себя более комфортно в коллективе детей одной возрастной группы», – поясняют в департаменте общего среднего и дошкольного образования Минобразования.

Тем же родителям, которые отправят свою ребятню в новом учебном году в первый класс, психологи советуют активнее участвовать в школьной жизни своих детей. «С первого дня школьного обучения нужно присматриваться к ребенку и стараться компенсировать его проблемы, находиться в контакте с учителем и психологом. Развивать его интерес к познанию и формировать необходимые модели поведения», – рекомендует Валентина Бондаровская. В потоке повседневной суеты и хлопот найдите время и уделите маленькому школьнику больше внимания, поддержите в его начинаниях и помогите разобраться в новой системе.

Для справки:

В 2008/2009 учебном году в 1-х классах насчитывалось 383, 1 тыс. первоклассников

В 2012/2013 учебном году в 1-х классах начали обучение 431, 2 тыс. учащихся.

Условия приема детей в 1-е классы общеобразовательных учебных заведений на 2013-2014 учебный год не изменились.

Татьяна Мацур,  «ForUm»
[материалы взяты из интернет-издания]

     
     
     

17-06-2013 01:03
Последние события
Новости
14.12.2017
Межпредметные связи на уроках английского языка 7 декабря 2017г. прошел открытый урок по английскому языку в 7 классе по теме «Светлана Куралех – выдающийся писатель родного края» (учитель Смирнова Е.С.)
13.12.2017
XV Международная олимпиада по русскому языку для школьников зарубежных стран С 4 по 8 декабря 2017 года в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва) проходил финальный этап XV Международной олимпиады по русскому языку для школьников зарубежных стран
01.12.2017
«Стоп! Наркотик!» 27 ноября в 11 классе состоялся круглый стол на тему «Стоп! Наркотик!»
01.12.2017
Месячник правового воспитания Ноябрь в нашей школе стал месячником правового воспитания
27.11.2017
«Дни психологии» C 21 по 23 ноября в образовательном учреждении проводились «Дни психологии» с целью организации совместного пространства для взаимодействия и творчества всех участников образовательного процесса
18.11.2017
«Юнона и Авось» 17 ноября 2017 года учащиеся 9 -11 классов посмотрели рок - оперу «Юнона и Авось»
09.11.2017
«Мы родом из Донбасса» 09.11.2017 школьная команда приняла участие в районном этапе конкурса презентаций «Мы родом из Донбасса»
09.11.2017
Международный фестиваль театров кукол «Сказочный мир» Учащиеся 2 и 4 классов посетили Донецкий республиканский академический театр кукол в четвертый фестивальный день и увидели постановку «Али-Баба и сорок разбойников»
все новости
Муниципальное общеобразовательное учереждение
«Специализированная школа №11 города Донецка»
с углубленным изучением английского языка © 2011-16
тел.: +38 (062) 334-34-60, тел.: 071-320-44-81 (Феникс)
83050, г. Донецк, ул. Шекспира, 11-а