Проблемы и пути профессионального самоопределения старшеклассников.

Проблемы и пути профессионального самоопределения старшеклассников.

Проблемы и пути профессионального самоопределения старшеклассников.

Нельзя научить человека чему бы то ни было; можно только помочь ему обнаружить это внутри себя. Галилео Галилей



Опыт последнего десятилетия показывает, что современная молодежь сильно отличается от той, которая была раньше. Молодые люди кажутся абсолютно другими в психологическом, социальном и моральном плане. И это не удивительно, изменилась социальная ситуация и в мире и в стране.

Эпоха компьютеров и современных информационных технологий требует от молодых людей большей активности, быстрого темпа жизни и креативности. Старшеклассникам сложно сделать свой профессиональный и личностный выбор, но его делать приходится. При этом часто необходимо принимать важные решения очень быстро. Для достижения своих целей юношам и девушкам приходится отказываться от многого во имя осуществления своей мечты. Значительную часть современной молодежи отличает целеустремленность и большая сила воли, что полностью отвечает запросам современного общества.

Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого моло¬дого человека. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует дости¬жению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

К основным проблемам, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе профессии, относятся следующие:

1. Мнение родителей. Забота родителей о будущей профессии своего ребенка естественна. Именно родители несут ответственность за то, как сложится в дальнейшем его жизнь Хорошо, когда родители, давая мудрые советы, предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Однако, часто бывает так, что родители не согласны с решением ребенка, считая его еще не достаточно созревшим для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей больше возможностей в жизни. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

2. Мнение друзей. Дружба для старшеклассников очень важна. Поэтому, очень часто молодые люди становятся заложниками мнений своих друзей, при этом забывая о том, что каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир: свои таланты, способности, личностные качества. Будет замечательно, если именно особенности личности лягут в основу выбора, а не мнения других, даже самых близких людей.

3. Способности. Как было сказано ранее, именно способности старшеклассника должны в идеале определять дальнейший профессиональный план. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность. Главное помнить о том, что бесталанных людей нет, каждый имеет свой неповторимый дар в жизни. И от того, насколько правильно человек будет использовать свой дар в жизни, во многом зависит его счастье.

4. Уровень притязаний. Еще одним залогом успеха будет то, насколько старшеклассник может адекватно оценить свои способности и таланты и соотнести их с возможностями в жизни. Понятно, что каждый из нас мечтал в детстве стать космонавтом, балериной, фотомоделью или может быть даже добрым волшебником или феей, способной изменить этот мир к лучшему. Однако, очень жаль, но детство проходит… И мы должны при выборе профессии брать в учет не только свои яркие мечты, но способности и возможности, приближенные к реальной жизни.

5. Информированность. Кроме всего сказанного выше, очень важно при профессиональном выборе иметь достоверную, неискаженную информацию о мире профессий и о своих способностях. В этом может помочь консультация психолога, который с помощью современных надежных тестов, поможет вам правильно оценить ваши способности к тому, или иному виду деятельности. Хочется особенно подчеркнуть, что лучше воспользоваться именно профессиональной помощью, а не доверять тестам, которые печатаются в популярных журналах.
     
Каждый старшеклассник рано или поздно приходит к тому, что ему необходимо будет ответить на два самых важных вопроса в жизни: «каким быть?» и «кем быть?». И от того, какими именно будут ответы на данные вопросы, зависит судьба будущего поколения. Хочется верить в то, что нас ждут перемены к лучшему.
06-04-2011 17:52
Последние события
Новости
16.02.2018
«Афганистан – незаживающая рана» Вечер памяти, посвященный 29-летию вывода войск из Афганистана
10.02.2018
«Корсар»
25.01.2018
«Мы за активный образ жизни!» 25 января 2018г. в рамках проведения недели здоровья «Моё здоровье – в моих руках» в нашей школе состоялся флэш-моб учащихся 5-6 классов под девизом «Мы за активный образ жизни!».
02.01.2018
В Донецке состоялось новогоднее представление для школьников Сотни детей посетили Большую новогоднюю елку Главы ДНР в Донецке
28.12.2017
«Методический шедевр» Педагоги МОУ «Специализированная школа №11г. Донецка» приняли активное участие в районном и республиканском этапе Республиканского конкурса методических разработок «Методический шедевр»
все новости
Муниципальное общеобразовательное учереждение
«Специализированная школа №11 города Донецка»
с углубленным изучением английского языка © 2011-16
тел.: +38 (062) 334-34-60, тел.: 071-320-44-81 (Феникс)
83050, г. Донецк, ул. Шекспира, 11-а